Сайты образовательных учреждений района

Методическая копилка


Опытно-исследовательская деятельность, как форма познавательного развития детей в условиях ДОУ. (воспитатель группы № 4 Гильфанова И.В.)

Всероссийский конкурс "Икаренок с пеленок" Адамова Маша

Занимательная математика для дома 

Консультация для родителей«Занимательные игры-эксперименты с детьми дома»
 Воспитатель  старшей группы № 5 Варушкина Валентина Николаевна 
 
С самых ранних лет человека окружает множество предметов. У них у всех есть свои свойства, они по-разному взаимодействуют друг с другом. Предмет, который ничему не может научить ребенка, найти почти невозможно. Интересные предметы и явления окружают нас повсюду. Поэтому не оставляйте их без внимания! Ведь они - прекрасный материал для увлекательных экспериментов! Опыты дают наглядное представление о свойствах предметов или явлений. Кроме этого, ребенок получает практические навыки и знания о технике безопасности, у него развивается память, активизируются мыслительные процессы, любознательность.
Несложные опыты и эксперименты можно организовать во дворе, на даче и дома. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания.
Любое место в квартире может стать местом для эксперимента.
Во время мытья в ванной комнате ребёнок может узнать много интересного о свойствах воды, мыла, о растворимости веществ: что быстрее растворится: морская соль, пена для ванны, хвойный экстракт или мыло.
Кухня – это место, где ребёнок мешает маме, когда она готовит еду. Если у вас двое или трое детей, можно устроить соревнования между юными физиками. Поставьте на стол несколько одинаковых ёмкостей, низкую миску с водой и поролоновые губки разного размера и цвета. В миску налейте воды примерно на 1,5 см. Пусть дети положат губки в воду и угадают, какая из них наберёт в себя больше воды. Отожмите воду в приготовленные баночки. У кого больше? Почему? Можно ли набрать в губку столь воды, сколь хочешь? А если предоставить губке полную свободу? Пусть дети сами ответят на эти вопросы. Важно только, чтобы вопросы ребёнка не оставались без ответа. Если вы не знаете точного (научного) ответа, необходимо обратится к справочной литературе.
Самые несложные опыты доступны даже ребенку ясельного возраста. Снег сегодня влажный, поэтому можно слепить снеговика. Ты помнишь, вчера мы его попробовали слепить, но у нас ничего не получилось. Как ты думаешь, почему? Из сухого песка домик построить не получится. А если принести воды и намочить песок? Тогда получится и домик, и тоннель для машины, и куличики.
В младшем дошкольном возрасте ребенок, как правило, не осознает, что Вы проводите опыты. Вы просто рассказываете и показываете ему интересные вещи. Самое же главное — Вы даете ему возможность с этими вещами действовать. Если маленький кубик поставить на большой, то получится прочная конструкция. Попробуем большой поставить на маленький. Почему большой кубик не может устоять? Скорее всего, ребенок не сможет рассказать теорию. Но он получит необходимые ему знания. Не препятствуйте малышу, если он с предметами выполняет действия, которые Вам кажутся ошибочными. Пусть попробует сам. Главное, чтобы действия эти не были опасны для ребенка.
Существует масса экспериментов с водой. Они доступны для детей разных возрастов. Это превращение воды в лёд и льда в воду, окрашивание воды, растворение в воде разных веществ и другие.
Много удовольствия доставляют старшим дошкольникам эксперименты на свойства разных жидкостей. Возьмите стакан, окрашенную воду и, например, подсолнечное масло. Налейте воду в стакан. Сверху налейте масло. Что получилось? А если взять красную и синюю воду, то тоже получится два разных слоя? Ребенок с удивлением отмечает, что в стакане стало не два слоя воды красного и синего цвета, а один, но грязного. Объясните ребенку, почему так случилось. Когда вы наливаете масло, то плотность жидкостей разная, и одна легче, чем вторая. Для того, чтобы их смешать, требуются некоторые усилия. У воды, окрашенной разными красками, свойства почти одинаковые, поэтому краски смешиваются.
Вот ещё несколько опытов, которые можно провести с детьми:
 
Греет ли шуба?
Купите два стаканчика мороженого в бумажной обертке. Один из них разверните и положите на блюдечко. А второе прямо в обертке заверните в чистое полотенце и хорошенько укутайте шубой. Минут через 30 разверните укутанное мороженое и выложите его без обертки на блюдце. Разверните и второе мороженое. Сравните обе порции. Удивлены? А ваши дети? Оказывается, мороженое под шубой, в отличие от того, что на блюдечке, почти не растаяло. Так что же? Может, шуба - вовсе не шуба, а холодильник? Почему же тогда мы надеваем ее зимой, если она не греет, а охлаждает? Объясняется все просто. Шуба перестала пропускать к мороженому комнатное тепло. И от этого пломбиру в шубе стало холодно, вот мороженое и не растаяло. Теперь закономерен и вопрос: "Зачем же человек в мороз надевает шубу?" Ответ: "Чтобы не замерзнуть". Когда человек дома надевает шубу, ему тепло, а шуба не выпускает тепло на улицу, вот человек и не мерзнет.
Спросите ребенка, знает ли он, что бывают "шубы" из стекла? Это термос. У него двойные стенки, а между ними - пустота. Через пустоту же тепло плохо проходит. Поэтому когда мы в термос наливаем горячий чай, он долго остается горячим. А если налить в него холодную воду, что с ней произойдет? На этот вопрос ребенок теперь может ответить сам. Если с ответом он все еще затрудняется, пусть проделает еще один опыт: нальет в термос холодной воды и проверит ее минут через 30.
 
Танцы изюма и кукурузы.
 Понадобится: Изюм, зерна кукурузы, газировка, пластиковая бутылка.
 В бутылку наливается газировка. Сначала опускается изюм, затем зерна кукурузы. Результат: Изюм двигается вверх и вниз вместе с пузырьками газированной воды. Но достигнув поверхности, пузырьки лопаются и зерна падают на дно.
Можно побеседовать о том, что такое пузырьки и почему они идет вверх. Обратить внимание, что пузырьки маленькие по размеру, а могут увлечь за собой изюм и кукурузу, которая в несколько раз больше.
 
Радуга из воды.
 Понадобится: Посуда, наполненная водой (ванна, тазик), фонарик, зеркало, лист белой бумаги. Ход опыта: на дно емкости кладется зеркало. Свет фонарика направляется на зеркало. Свет от него необходимо поймать на бумагу. Результат: на бумаге будет видна радуга.Свет является источником цвета.
 Нет красок и фломастеров, чтобы раскрасить воду, лист или фонарик, но вдруг появляется радуга. Это спектр цветов. Какие ты знаешь цвета?
 
Подводная лодка из яйца.
Возьмите 3 банки: две пол-литровые и одну литровую. Одну банку наполните чистой водой и опустите в нее сырое яйцо. Оно утонет.
Во вторую банку налейте крепкий раствор поваренной соли (2 столовые ложки на 0,5 л воды). Опустите туда второе яйцо — оно будет плавать. Это объясняется тем, что соленая вода тяжелее, поэтому и плавать в море легче, чем в реке.
А теперь положите на дно литровой банки яйцо. Постепенно подливая по очереди воду из обеих маленьких банок, можно получить такой раствор, в котором яйцо не будет ни всплывать, ни тонуть. Оно будет держаться, как подвешенное, посреди раствора.
Когда опыт проведен, можно показать фокус. Подливая соленой воды, вы добьетесь того, что яйцо будет всплывать. Подливая пресную воду — того, что яйцо будет тонуть. Внешне соленая и пресная вода не отличается друг от друга, и это будет выглядеть удивительно.
 
Конечно, это простые опыты, не требующие специальных знаний и подготовки. Проводить их необходимо исключительно в присутствии взрослых во избежание непредвиденных ситуаций, опасных для Вас и Вашего ребёнка.Консультация для родителей
«Занимательные игры-эксперименты с детьми дома»
 

  Семейные традиции.
Воспитатель: Бестугина Оксана Валерьевна.

  В последнее время о традициях говорят много. Это и громкие слова о «возрождении традиций и повышении уровня самосознания нации», и удивительные истории об обычаях других стран, и реклама, где все всегда традиционно.

 Традиции – это розовощекие красавицы, поющие на сцене народные песни, и шумная Масленица с душистыми блинами, пушистая верба на Вербное воскресенье и демонстрация в День Победы. 

  А еще традиции – это мама, каждый вечер рассказывающая детям сказку на ночь, это папа, который превращается в Деда Мороза тайком на лестнице, и миллион мелочей, которые есть только в вашей семье и которые остаются с вами сладкими воспоминаниями о детстве. Но именно о таких мелочах, которые принято называть семейными традициями, мы почему-то забываем.

Традиции представляются нам чем-то глобальным, чем-то далеким, происходящим то ли на государственном, то ли на национальном уровне. Может, поэтому на мой вопрос: «Какие семейные традиции есть в вашей семье?» большинство лишь пожимали плечами и уверенно отвечали, что таковых просто нет.

 Между тем психологи уверяют, что детям семейные традиции необычайно важны: сохраняется связь между поколениями и теплые, нежные отношения между родителями и повзрослевшими детьми; с регулярно повторяющимися событиями к детям приходит ощущение стабильности мира. В утере семейных традиций некоторые психологи даже видят причину проблемного подросткового возраста. В конце концов, семья – это не только общий быт, бюджет и отношения между супругами. Это еще и особый дух, неповторимый уют и атмосфера, характерная только для вашей семьи. Так что не спешите отмахиваться: мол, у нас в семье традиций нет, и Бог с ними. Не зря Л. Никитина (мать той самой многодетной семьи) в своей книге «Отчий дом» пишет, что дети редко запоминают праздничный стол и даже подарки. Зато они хорошо помнят, как всей семьей мыли посуду («она так по-праздничному блестела»), всей семьей собирались готовить и садились за стол. А что будут вспоминать ваши дети и даже то, какие семейные традиции будут у них, – зависит от вас.

Как жить ярко и интересно? Когда люди женятся, очень важно заложить новую семейную традицию – быть вместе. Теперь общими становятся друзья, праздники, родня. Вспомните, когда вы только поженились, как необычно и приятно было говорить: «Мы с мужем обязательно придём!».Ну, что ж – самое время заводить новые семейные традиции! Чай вдвоём 

 У Алёны и Сергея – сыновья-двойняшки. Озорные, забавные пацаны, не дающие весь день покоя ни маме, ни бабушкам. Зато вечерами, когда заканчивается всеобщее купание в ванной, разложены кровати и спеты все колыбельные, супруги прокрадываются на кухню почаёвничать. Каждый вечер – глаза в глаза. Долгие разговоры о трудном дне и радужные планы на предстоящий отпуск. Кажется, эти двое никогда не устанут друг от друга! Пицца – по пятницам. А вот Люба поддерживает родителей иначе. «Поначалу, когда папа гордо отказывался от моей материальной помощи, я закидывала деньги ему на телефон. А потом мы с детьми завели новую традицию – пицца по пятницам. Я прихожу с противнем пирогов или домашними соленьями, муж покупает хорошего вина, дети несут бабушке с дедушкой свои поделки и школьные дневники. Ужин растягивается надолго. А я с удовольствием наблюдаю, как светятся лица моих родителей!». Побег из города 
 Олеся переехала в Штаты из маленького украинского городка лет десять назад. «Раньше, – говорит она – мы два раза в год снимали домик у озера Тахо: приезжали туда летом и на Рождество. У моих дочерей остались самые тёплые воспоминания о тех временах. Мы приезжали в четверг вечером и уезжали только в воскресенье после обеда. Я привозила кучу любимых детских фильмов, обрезки ткани и поролон для поделок, краски, пластилин и фотоаппарат, и мы наслаждались отсутствием цивилизации. Запекали картошку на костре, собирали ягоды, делали барбекю, плавали или ходили на лыжах. Ни телевизора, ни телефонов, ни компьютера – только я, девочки и природа. Теперь старшая дочь продолжает эту традицию со своей семьёй!». Конечно, нельзя насильно прививать домочадцам чьи-то хорошие привычки. Как говорится, «в каждой избушке – свои погремушки!». Но есть одна замечательная традиция, которую надо обязательно заложить в своей семье: Учитесь жить ярко и интересно, 
цените время, проведённое с близкими, 
мечтайте и творите всей семьёй. 
В общем, возьмите за правило, жить, вопреки всему, счастливо. Юлия Михалева . Семейные традиции России и зарубежных стран ГЛАВНЫЕ СЕМЕЙНЫЕ ПРАЗДНИКИ В РОССИИ во многом схожи с соответствующими традициями других стран. Это крестины, дни рождения, именины, свадьбы, юбилеи (особенно широко принято отмечать 50-летие) и т.д. Интересна российская традиция праздновать годовщины супружества. Например, через год после бракосочетания отмечают ситцевую свадьбу, через десять лет - розовую, через двадцать пять лет - серебряную, а через пятьдесят лет - золотую. ФРАНЦУЗЫ, говоря о своем семейном наследии, прежде всего упоминают соблюдение родовых традиций, неких родственных ритуалов, которые передаются от поколения к поколению.

 Другое дело, что нередко эта нарочитая демонстрация связи поколений оказывается пустым соблюдением формальности. Главное - показать всем, что у меня есть семья. Но это уже, как говорится, се ля ви. ШОТЛАНДЦЫ и другие жители Туманного Альбиона очень гордятся традицией проведения выходного дня. Непременная (в прошлом) воскресная месса традиционно завершается непременным (в настоящем) семейным обедом. И так каждый weekend. ЛАТИНОАМЕРИКАНЦЫ, чей бурный темперамент кипит как вода в котле, свято чтут семейные традиции приготовления блюд. Рецепты, открытые какой-нибудь прапратётушкой, бережно записываются в огромную толстенную книгу в тяжелом темно-красном переплете, и каждая подрастающая хозяйка этой семьи вносит свою лепту в традиционную южную манеру стряпать. ИТАЛЬЯНСКИЕ "фамилии" передают дух семьи по наследству вместе с предметами старины, картинами и антикварными изделиями. Несмотря на то, что итальянцы довольно легко расстаются со всяким хламом, они бережно хранят семейные реликвии, какими бы ветхими они ни были, и обязательно заказывают детям об их происхождении. Новогодние семейные традиции. Встреча Нового года связана со многими традициями.

Одни из них одинаковы для многих стран, например украшение новогодней елки, подарки детям и родным и т. д. Другие являются уникальными для той или иной культуры. Кто не знает, что итальянцы в новогоднюю ночь выкидывают за окно старые вещи, японцы бьют в колокола, а англичане засовывают детские подарки в чулки? Но, пожалуй, самые любимые нами - это семейные традиции. Получается некий парадокс: в праздник, связанный с обновлением, ожиданием чего-то нового, мы желаем друг другу "нового счастья", "новых удач", "новых друзей", а сам праздник уже давно оброс традициями, то есть неизменными, повторяющимися каждый год обычаями и ритуалами.

 Семейные традиции сближают всех родных, делает семью семьей, а не просто сообществом родственников по крови. Домашние обычаи и ритуалы могут стать своеобразной прививкой против отдаления детей от родителей, их взаимного непонимания. И празднование Нового года идеально подходит для этой цели! Любой взрослый превращается в ребенка в тот момент, когда лезет под елку за своим подарком или наряжается в костюм для домашнего спектакля. А дети (сегодняшние и вернувшиеся в страну детства взрослые) всегда найдут общий язык. В моей семье тоже есть новогодняя традиция, которая живет и процветает, несмотря на то, что дочке уже десять лет и она давно не верит в Деда Мороза. А начиналось все так. Восемь лет назад, наряжая с двухлетней дочкой елку, я разбила игрушку.

 Малышка расстроилась и ни за что не хотела выбрасывать ущербную фигурку. Тогда я предложила отнести разбитую игрушку и несколько гирлянд в лес, вернее в лесопарк, в котором часто с дочкой гуляем. "Там мы нарядим елочку для лесных зверюшек, повесим кормушку с хлебными крошками и семечками для птиц", - убеждала я дитя. Сказано - сделано! Правда, маленькой елочки в парке не нашлось, а высоченные сосны не украсишь, поэтому мы развесили свои украшения на кустах. Утром 1 января, едва найдя под елкой подарки, дочка решительно заявила, что теперь просто необходимо проверить, что произошло ночью в "Снегуркином доме", который мы накануне украсили в лесу. Пришлось быстро напрягать фантазию и использовать имеющиеся резервы.

 В результате по дороге к "Снегуркиному дому" дочка находила висящие на ветках деревьев конфеты, а в самом "доме" малышку ждал подарок-сюрприз. Теперь каждый год мы ходим в лес 31 декабря, чтобы украсить "Снегуркин дом", а 1 января - для сбора новогоднего урожая конфет и сюрпризов. Последние 3-4 года повзрослевшая дочка подшучивает надо мной: "Ты, мол, и конфеты, когда я отвернусь, развешиваешь, и подарки подкладываешь". Я не спорю, предлагаю: "Давай тогда больше в лес не ходить". "Не-е-ет, - тянет дочка, - пойдем... Только все равно это ты делаешь". Создавайте свои семейные традиции и бережно храните их! А будут ли это сложные для исполнения домашние спектакли, особое новогоднее блюдо, или "ваша" семейная песня, исполняемая за праздничным столом или под елкой, не столь важно. Главное, чтобы через много-много лет ваш уже повзрослевший ребенок с радостью и затаенной грустью вспоминал семейный Новый год и хотел в собственной семье возродить традиции родительского дома.

 

Речь ребёнка на кончиках пальцев.

  Влияние мануальных (ручных) действий на развитие человека было известно ещё во втором веке до н.э. в Китае. Специалисты утверждали, что игры с участием пальцев рук приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии.

 Японские врачи утверждают, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество акупунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы рефлекторно с ними связанные.

 По насыщенности акупунктурными зонами кисть не уступает уху или стопе. Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга. Массаж указательного – желудок; среднего – кишечник; безымянного – печень, почки; мизинец – сердце.

Учёные, изучавшие деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее влияние функции руки. Они установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности пальцев рук. Даже самые простые движения рук способны улучшить произношение многих звуков, т.е. развивать речь ребёнка. Исследования М.М. Кольцовой доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Развитие движений тонких пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Всё последующее совершенствование речевых реакций состоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев. Так, на основе проведённых опытов и исследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы.

 Если же развитие движений пальцев отстаёт, то и задерживается речевое развитие, следовательно, формирование речевых центров. Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребёнка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовке кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребёнка. Не случайно, упражнения для пальчиков в Японии начинают выполнять с 2 – 3 месяцев.

Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически по 2 – 5 минут ежедневно. Благоприятное воздействие на развитие движений кистей и пальцев руки оказывают:

1. Самомассаж;

2. Разнообразные пальчиковые игры и упражнения, потешки, прибаутки, сказки;

3. Пальчиковый театр;

4. Рисование разными способами (пальцами, кистью, карандашом), штриховка;

5. Графические упражнения;

6. Лепка;

7. Аппликация;

8. Работа с трафаретами и шаблонами;

9. Раскраски;

 Благоприятное воздействие на развитие движений всей кисти и пальцев руки оказывают игры с предметами:

· Мозаика, пирамидки, различные конструкторы, шнуровки;

· Застёгивание пуговиц, кнопок, молний, закрепление на липучках;

· Наборы колец разной величины для нанизывания их на стержень;

· Игры с открывающимися игрушками и предметами (матрёшки);

· Игры с карандашами и крупой, «пальчиковый бассейн»

 А так же в работе можно использовать нетрадиционные приёмы по развитию мелкой моторики:

· Мячи (каучуковые, колючие, рифлёные, соксы – вязаные и набитые пластмассовыми шариками);

· Пробки от пластиковых бутылок;

· Верёвки капроновые плетёные (для завязывания узлов, для перебирания узлов пальцами);

· Кистевые эспандеры – для развития мышечной силы кисти;

· Прищепки бельевые – для развития координации движений пальцев рук;

· Щётки для волос, аппликаторы Кузнецова, Су- Джок – для массажа и самомассажа ладоней;

· Клавиатура старого компьютера, кнопочный телефон, пианола – для развития дифферинцированных движений пальцев рук; · Шаблоны (лекала) по лексическим темам – для обведения, раскрашивания, штрихования;

· Игрушки типа копилок для попадания в прорезь мелкими предметами;

· Игрушки из «киндер-сюрпризов» - для вытаскивания из «сухих бассейнов»;

· Моталки – верёвки с ручками на концах, привязанные к какому-то центру, - для выработки координации вращательных движений;

· Грецкие орехи – для самомассажа кистей.

Таким образом, все эти упражнения, игры и приёмы способствуют не только развитию мелкой моторики, но и скоординированности речи и движения, формированию правильного произношения, общих речевых навыков, связной речи и словаря.